Что такое саморазряд аккумулятора

Что такое саморазряд аккумулятора Что такое саморазряд аккумулятора

Многие владельцы автомобилей сталкиваются с ситуацией, когда во время стоянки существенно разряжается аккумулятор. А то и садится в ноль. Часто причиной этого становится саморазряд. Наши читатели присылают много вопросов о том, что такое саморазряд и как с ним бороться. Поэтому сегодняшний материал мы посвятим разбору этого явления. Узнаем, что это такое, причины и природу саморазряда, а также способы его снижения.

 

Что такое саморазряд автомобильного аккумулятора?

Саморазряд – это явление, при котором происходит снижение ёмкости аккумуляторной батареи в момент её бездействия. То есть, когда цепь разомкнута. Чтобы понять, почему это происходит, нужно обратиться к процессам, происходящим в автомобильной АКБ. Аккумулятор накапливает электрическую энергию при заряде и затем отдаёт её при разряде.

Это происходит благодаря электрохимическим реакциям, которые будут показаны ниже. Эти реакции происходят между минусовым и плюсовым электродами в среде кислотного электролита. В промежутке между зарядом и разрядом автомобильный аккумулятор может находиться в бездействии. К примеру, вы зарядили его и поставили на хранение.

Проблема в том, что и при бездействии химические процессы в автомобильной батарее не прекращаются.

Что такое саморазряд аккумулятора

На интенсивность саморазряда аккумулятора оказывает влияние температура, чистота корпуса батареи, а также клемм. Кроме того, этот процесс зависит от чистоты электролита и меняется в зависимости от степени заряженности.

Если рассмотреть такой фактор, как температуру, то при высоких значениях (выше 25 по Цельсию) разряд усиливается. А при отрицательных температурах он практически прекращается.

Это объясняется тем, что при высокой температуре выше интенсивность реакций, происходящих в автомобильной аккумуляторной батарее.

  • Теперь подробнее рассмотрим виды и причины саморазряда аккумулятора.
  • Вернуться к содержанию
     

Виды и причины саморазряда АКБ

Стоит сказать, что существует два типа саморазряда:

  • Поверхностный. Вызван тем, что корпус аккумулятора залит водой или электролитом, измазан грязью и пылью. В результате образуется токопроводящая плёнка, по которой идёт разряд батареи. В этом случае при саморазряде наблюдается малый ток. Устранить его можно чисткой корпуса и клемм. А также нанесением на клеммы различных антикоррозионных смазок, гелей, спреев;
  • Внутренний. Этот вид саморазряда вызывается реакциями окисления и восстановления. Они самопроизвольно протекают на положительном и отрицательном электродах.

Что такое саморазряд аккумулятора

Нужно отметить, что разряду при хранении аккумулятора больше подвержен минусовой электрод, на котором идёт реакция растворения Pb и выделения водорода. На плюсовом электроде саморазряд идёт менее интенсивно.

Там он обусловлен реакцией взаимодействия оксида свинца и серной кислоты из электролита. Одним из продуктов реакции является газообразный кислород.

На отрицательном электроде реакция протекает в несколько раз активнее, чем на положительном.

Интенсивность этих реакций на электродах увеличивается при росте плотности электролита. То есть, при увеличении степени заряда автомобильной батареи. Так, если увеличить плотность электролита с 1,29 до 1,32 гр/см3, то интенсивность разряда сразу вырастет на 30─40 процентов.

Внутренний саморазряд автомобильного аккумулятора значительно возрастает, если в электролите находятся посторонние частицы или он имеет низкое качество. Покупайте электролит только в проверенных магазинах. Если готовите его сами, то используйте для этого качественную серную кислоту и дистиллированную воду.

Что такое саморазряд аккумулятора

Про влияние температуры на саморазряд уже было сказано выше. При увеличении температуры реакции на электродах становятся более интенсивными, что вызывает рост разряда. Поэтому лучше всего хранить АКБ в холоде полностью заряженной. Кроме того, поверхность корпуса должен быть чистой, чтобы не усугублять ситуацию поверхностным саморазрядом.

Можно выделить ещё одну причину разряда разомкнутой автомобильной АКБ. Это разность потенциалов активной массы и токоотводной решётки в рамках одного электрода. Она приводит к возникновению гальванического микроэлемента и при протекании тока PbO2 и Pb превращаются в сульфат свинца.

Вернуться к содержанию
 

Процессы, происходящие при саморазряде

  1. Процесс на отрицательном электроде описывается следующей реакцией:
  2. Pb + H2SO4 ⇒ PbSO4 + H2
  3. На положительном электроде протекает следующая реакция:
  4. 2PbO2 + 2H2SO4 ⇒ PbSO4 + 2H2O + O2

Теперь несколько слов о том, как оценить величину саморазряда и какое значение считать нормой. Степень саморазряда АКБ оценивается, как потеря ёмкости за сутки или другой выбранный период в процентах. Это может быть две или четыре недели, а также 90 суток. Эту величину можно рассчитать по следующей формуле:

  • S =((C — Ct)/(t*C))*100%, где
  • C – ёмкость заряженной АКБ;
  • Ct – ёмкость через выбранный интервал времени;
  • t – время саморазряда в сутках.

Нормальным саморазрядом для свинцово-кислотных автомобильных батарей считается значение не более 7 процентов за 14 суток при температуре окружающей среды 20 градусов по Цельсию.

Стоит также отметить, что по мере увеличения срока службы аккумулятора, возрастает интенсивность его самопроизвольного разряда. На следующем графике представлена зависимость саморазряда от срока службы и температуры.

Что такое саморазряд аккумулятора

Производители автомобильных аккумуляторов постоянно работают над снижением саморазряда. Они делают это путём использования более чистых исходных материалов для производства, применения чистого электролита, а также с помощью добавления легирующих компонентов в материал электродов.

В частности, широко используются кальциевые аккумуляторы. Часто их называют необслуживаемыми. Отрицательные и положительные электроды в таких АКБ легированы кальцием. Есть гибридные аккумуляторные батареи, где из сплава свинца с кальцием делается только отрицательный электрод. Некоторые производители используют органические ингибиторы для снижения саморазряда.

  1. На графике ниже можно посмотреть снижение степени заряженности при хранении для различных типов аккумуляторов.
  2. Что такое саморазряд аккумулятора
  3. Вернуться к содержанию
     

Как уменьшить саморазряд?

В заключение о том, как снизить саморазряд.

Что такое саморазряд аккумулятора

  • Держите аккумуляторную батарею в чистоте. Поверхность корпуса должна быть сухой и чистой. На ней не должно быть воды, электролита, грязи и масла. Перед постановкой АКБ на хранение протрите корпус раствором пищевой соды и вытрите насухо;
  • По возможности храните аккумулятор в прохладном месте;
  • При смене электролита или корректировке его плотности используйте только качественную серную кислоту и дистиллированную воду.

Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Этим вы поможете развитию сайта. Голосуйте в опросе ниже и оценивайте материал! Исправления и дополнения к статье оставляйте в х.

Вернуться к содержанию

Саморазряд, мороз и опасность прикуривания: 10 глупых вопросов об аккумуляторах

1. Саморазряд батареи – что это такое?

Одноразовые пальчиковые батарейки способны невозбранно храниться годами, пока их не начнут использовать.

Но с автомобильным аккумулятором такой фокус не проходит! И сакраментальное «снятие минусовой клеммы» не поможет! Оставляя машину на парковке и уезжая на месяц в отпуск, вернувшись, можно не суметь запустить мотор… Многие из тех, кто привык, что выключенный ноутбук или смартфон может без ущерба для батареи лежать по полгода, неприятно удивляются…

Снимая клемму с АКБ, мы «отсекаем» внешние потребители тока, но не останавливаем естественный процесс внутреннего саморазряда, свойственный свинцовым батареям и почти не свойственный литиевым. Представьте, что внутри батареи параллельно ее клеммам постоянно подключен крошечный паразитный потребитель тока.

Саморазряд все производители считают нормой, если в сутки новая батарея теряет не более 0,5-0,8% емкости.

Это касается плюсовых температур — зима же в данном случае являет редкий пример союзника, а не врага: при температурах ниже нуля саморазряд замедляется! Но летом даже отключенная от автомобильной бортсети батарея за месяц способна лишиться половины емкости, а уже поработавшая (хотя и вполне исправная!) может иссякнуть почти полностью – для нее 1,5-2% потерь в сутки бывает нормой. Поэтому при длительном простое машины необходимо перед снятием клеммы полностью зарядить аккумулятор сетевым зарядником. А еще лучше – оставить АКБ на постоянной подпитке зарядным устройством, имеющим специальный режим компенсации саморазряда. Этот режим работы в инструкции к заряднику часто называют «буферным» или «компенсационным» — при нем батарея постоянно подпитывается безопасным сверхмалым током в несколько десятков миллиампер без риска испарения воды из электролита или перегрева.

2. Сколько дней можно не заводить машину?

Можно ли спокойно улететь, к примеру, в отпуск, оставив автомобиль на парковке без принятия каких-либо «консервационных» мер? Просто припарковаться и уйти, а через две недели вернуться, завести мотор и поехать? В принципе, можно произвести несложный арифметический расчет.

Если предположить, что электрика машины исправна и не потребляет ток при простое, то остается два основных «паразита», которые имеются у большинства – сигнализация и аудиосистема, «магнитола» в просторечии. Типичное потребление этой парочки – около 30 мА на сигнализацию и около 20 мА – на «магнитолу».

Что такое саморазряд аккумулятора

  • Необходимо замерить потребляемый автомобилем в режиме простоя от аккумулятора ток – рассказывает заведующий аккумуляторной лабораторией ФГУП «Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования» Александр Казунин.
  • Предположим, у вас получилось 50 миллиампер. Считаем: 50 мА тока = 0,05 А·ч расхода. Умножаем на 24 часа в сутках и на, скажем, 14 дней – получается почти 17 ампер-часов аккумулятор теряет за две недели, и это, заметьте, без учета саморазряда… Для батареи емкостью 55 А·ч это составляет треть от емкости. Но главный вопрос – как интерпретировать эти цифры? Если на улице лето, автомобиль технически исправен, а батарея была заряжена на 100% — то потеря трети емкости не помешает завести мотор и поехать. Если же на улице зима, а машина эксплуатируется в городском режиме с вечным отрицательным энергобалансом, когда аккумулятор перманентно заряжен не более чем на три четверти (в лучшем случае!), картина получается неутешительная. После двухнедельного простоя сигнализация, «музыка» и саморазряд не позволят завести двигатель.
Читайте также:  Современные бытовые электрические обогреватели. продолжение

3. Можно ли заряжать аккумулятор, не отключая его от машины?

Вы поставили автомобиль в гараж и решили подзарядить батарею. Нужно ли перед этим отключать АКБ от бортсети машины, снимая с него одну из клемм?

Фактически любое зарядное устройство дает точно такое же напряжение (или незначительно выше), как и штатный генератор автомобиля, и никакого вреда это напряжение электронике автомобиля не нанесет.

Тем более, что в массе своей она (включая главное – блоки управления двигателем и трансмиссией) полностью отрублена от бортсети извлеченным ключом зажигания и отключенным главным реле.

Иными словами, после выключения зажигания исправное зарядное устройство можно подключать к батарее, стоящей под капотом, не снимая проводов с последней.

Что такое саморазряд аккумулятора

Впрочем, ключевое слово – «исправное»… Дело в том, что все современные зарядные устройства построены на бестрансформаторных источниках тока — так называемых инверторах. Их особенность состоит в том, что при практически любой неисправности внутри зарядника на его клеммах просто исчезает напряжение.

Да, батарея, конечно, в этом случае не зарядится, но и электроника автомобиля не пострадает. А вот многие зарядные устройства старых лет выпуска, парк которых у автовладельцев по-прежнему очень велик, построены по трансформаторной схеме.

Они массивнее, тяжелее, мощнее, но внутри часто представляют собой источники тока с напряжением 18-25 вольт, которое транзисторными или тиристорными регуляторами понижается до нужных при зарядке 14-16 вольт.

И если регулирующий транзистор пробивается, что с ним случается нередко, на выходе зарядника появляется высокое напряжение 18-25 вольт, способное повредить и аккумулятор, и те электронные модули, которые не обесточиваются выниманием ключа — штатная или нештатная охранные системы, к примеру, или ряд блоков, относящихся к комфорту и сервису. В зарядном устройстве часто нет защит от подобного ЧП, поэтому при применении олдскульных зарядок клемму с батареи все же полезно снимать.

4. Взорвется ли квартира от зарядки аккумулятора?

Бытует мнение, что заряжать аккумуляторную батарею дома – небезопасно. Действительно, риск взрыва несет выделяющийся при зарядке водород – в соединении с кислородом воздуха он образует так называемый гремучий газ.

Но для взрывоопасной концентрации количество водорода должно составить не менее 4% от объема воздуха в помещении.

Даже в небольшой комнате аккумулятору нужно стоять на зарядке несколько дней, чтобы возникла такая концентрация, а комната должна быть герметичной, что в условиях квартиры, к счастью, недостижимо…Есть и еще один важный нюанс: на деле во время зарядки составляющая водорода от общего количества газов, выделяемых батареей, мала — менее 10%. В основном аккумулятор порождает водород в первые часы после зарядки, а не во время нее. Убедиться в этом можно, к примеру, с помощью советского издания «Вентиляция и отопление аккумуляторных помещений», где вопрос газовыделения свинцово-кислотных батарей рассмотрен досконально.

Иными словами, известные строгие и непростые требования по соблюдению взрыво- и пожаробезопасности относятся к аккумуляторным участкам на предприятиях, где круглые сутки идет одновременная зарядка множества АКБ. Распространять эти требования на единоразовую сезонную подзарядку в квартире батареи личного легкового авто при открытой форточке или тем более на балконе не стоит.

5. Можно ли отравиться от зарядки аккумулятора дома?

Помимо водорода из аккумулятора при зарядке выделяются и другие газы, весьма токсичные — например, сернистый. Однако, опять же, если речь идет не о регулярной и массовой зарядке, а разе-другом за зимний сезон, количество этих газов может вызвать лишь головную боль – да и то если совпадут слишком много факторов. На деле же ощутить хоть какое-то недомогание от этого процесса крайне сложно.

Да, намеренно заряжать аккумулятор возле изголовья кроватки грудного ребенка точно не стоит в любом случае! Но если по каким-то причинам вам не удается пристроить АКБ на зарядку где-то помимо коридора или прихожей обычной городской квартиры, ничего серьезно опасного и необратимого со здоровьем не произойдет. Достаточно, если в квартире будут открыты межкомнатные двери и приоткрыто хотя бы одно окошко или форточка – например, на кухне.

Что такое саморазряд аккумулятора

Стоит отметить, что больше вреда (правда, не здоровью, а имуществу) могут принести мельчайшие пары серной кислоты, которые способны в незначительном количестве выноситься наружу из банок батареи с выходящими при «кипении» газами.

В небольшом радиусе вокруг батареи они способны испортить ткань, пол или ковер из натурального материала.

Опасность не сказать чтоб так уж существенна, но, чтобы подстраховаться наверняка, стоит поместить заряжаемую батарею в полиэтиленовый мусорный мешок — не завязывая, разумеется, его горловину.

6. Почему зимой нужно подзаряжать АКБ вне машины?

Не секрет, что при систематических коротких поездках типа «дом-работа-магазин» генератор не успевает восполнять потери энергии аккумулятора, которую тратит стартер, и батарея постепенно теряет емкость даже при абсолютно исправном электрооборудовании.

Однако летом у аккумулятора есть хотя бы возможность добраться за долгую поездку до стопроцентного заряда.

А зимой такой возможности нет в принципе — даже если вы будете ежедневно кататься из Москвы в Питер и обратно, аккумулятор не сможет зарядиться выше 70-80% от номинальной емкости из-за замедления скорости протекания электрохимических процессов при минусовых температурах.

В сильный мороз аккумулятор, стоящий на автомобиле, никогда не зарядится на 100%. Не зарядится он и в неотапливаемом гараже от стационарного зарядного устройства, если на улице сильный мороз.

Что такое саморазряд аккумулятора

Для гарантированного наполнения энергией батарею необходимо перенести в теплое помещение и дозарядить до 100% сетевым зарядным устройством. Проведение этой процедуры хотя бы 1-2 раза за зиму гарантированно предупредит проблемы с холодным пуском двигателя – если аккумулятор и электрооборудование исправны, разумеется!

7. Как мороз меняет емкость батареи?

Почти всегда проблемы с зимним запуском – вина владельца автомобиля. Не подзарядил батарею до нормы перед холодным сезоном, игнорировал неисправность электрооборудования и утечки тока, допустил полный разряд аккумулятора «в ноль» ранее и так далее. Однако иногда все исправно, аккумулятор свежий, а стартер крутит вяло! Почему?

Дело в том, что емкость аккумулятора – параметр непостоянный. Она очень сильно зависит от температуры окружающей среды. В холод емкость аккумулятора естественным образом снижается вследствие замедления скорости протекания электрохимических процессов. Приблизительно зависимость емкости от температуры можно визуализировать так:

Температура электролита батареи, °С Емкость, % от номинала
-10 80
-20 65
-30 50

Говоря проще, если производитель автомобиля сэкономил на батарее, не поставив «вариант для России» с увеличенными как раз на этот случай пусковым током и емкостью, то «полбатареи», в которые превращается аккумулятор при минус 25-30, запросто может не хватить для стабильного пуска. Особенно если АКБ систематически недозаряжается в городском режиме эксплуатации автомобиля с частыми стартами и короткими по продолжительности поездками.

8. Чем опасно прикуривание?

Если аккумулятор разрядился в ноль – например, от забытых включенными габаритов, аудиосистемы или лампы освещения салона — плотность электролита катастрофически падает, и электролит замерзает, как обычная вода. Замерзая, он расширяется, деформируя пластины и раздувая бока корпуса. Что же происходит после «прикуривания» такой батареи проводами или портативным литий-ионным «пускачом»?

Что такое саморазряд аккумулятора

  • Летом «прикуривание» опасности не несет, – рассказывает Александр Казунин.
  • Но зимой – совсем другая история… Если разряженную и замороженную батарею принести домой, отогреть в течении полусуток при комнатной температуре и после этого поставить на зарядку сетевым зарядным устройством – она еще поработает. Но так мало кто поступает… В основном машину «прикуривают» и тут же уезжают, поскольку спешат на работу или по делам. Что происходит в этом случае? Батарея начинает заряжаться от генератора достаточно большим током. Но внутри нее на две трети объема электролита – лед. Фактически работает только треть батареи. От больших зарядных и пусковых токов спекаются сепараторы, и в них начинают прорастать шунты – токопроводящие перемычки из дендритов, которые замыкают пластины между собой. Чаще всего страдают первая и шестая банки, поскольку они находятся по краям, и промерзание начинается именно с них. После такого издевательства батарея почти никогда не держит заряд и требует замены. Прикуривая с утра машину, которая не светит лампами на приборной панели после поворота ключа, и стартер которой не издает ни звука, нужно помнить, что аккумулятор уже не жилец, и вечером крайне желательно заехать в магазин за новым!

9. Нужна ли «шуба» аккумулятору?

Многие видели, как аккумулятор под капотом укутан в мягкий текстильный чехол-коробочку, называемую теплозащитой, термозащитой, «термокейсом» и так далее. На одних машинах такой аксессуар штатно идет с завода, на других его нет и в помине, а сторонние производители выпускают подобные вещи как элементы «тюнинга».

Распространено мнение, что такие термочехлы помогают батарее лучше заряжаться от генератора зимой и эффективнее отдавать ток стартеру.

Но, увы, это заблуждение… Для зимы подобные «шубы» совершенно бесполезны – за ночь или день простоя на парковке любая батарея промерзнет до температуры окружающей среды – хоть норковую шубку на нее натяни! Главная задача такой термозащиты – частично прикрыть аккумулятор от перегрева в адском подкапотном пекле летом, чтобы уменьшить испарение воды из электролита, от которого страдают любые батареи, будь они хоть трижды «необслуживаемыми».

Впрочем, в любом случае называть такой аксессуар необходимым нельзя, и приобретать его самостоятельно, если производитель обошелся без него, совершенно необязательно.

Читайте также:  Светодиодная революция: в чем преимущество светодиодных ламп над лампами накаливания?

10. Нужно ли применять защитные смазки для клемм батареи?

Плюсовая клемма батареи склонна усиленно окисляться, часто покрываясь жутковатой на вид сине-зеленой коркой. Окислы начинают проникать и в плоскость контакта, быстро его ухудшая.

Сегодня для предотвращения этого зла продаются специальные защитные смазки, но стоят они в силу специфичности весьма недешево, а востребованы редко и в ничтожном количестве.

Да и есть нюанс – чистой и недеформированной клемме с исправным затяжным болтом дополнительный «химический допинг» в плоскости контакта с наконечником аккумулятора, по большому счету, и не требуется.

А когда клемма уже «убита» окислением и царапинами, даже дорогое спецсредство не поможет ей восстановить качественный контакт без вольтопотерь – по-хорошему, клемму нужно менять или как минимум тщательно восстанавливать с использованием круглого напильника и наждачной бумаги.

Однако в «дедовские времена» существовал простой способ защиты клемм от окисления, ныне почти забытый. Он неплох для предотвращения будущего износа клеммы, пока она еще новенькая — тем более что стоимость затеи стремится к нулю, а простота — чрезвычайная.

Для предотвращения окисления клемм на «плюсовой» контакт батареи в прежние годы опытные водители надевали плоское колечко из толстой ткани или войлока, на которое наносили 2-3 капли моторного масла — а поверх кольца уже надевали и зажимали клемму провода.

Масло, дающее легкое испарение от жара подкапотного пространства, «укутывает» контакт батареи и клемму провода своеобразным антикором, не давая ей окисляться.

Опрос

Узнали для себя что-то новое из нашей подборки?

Саморазряд аккумулятора

Каковы основные причины повышенного саморазряда аккумулятора?

Саморазрядом называют снижение ёмкости аккумулятора при разомкнутой внешней цепи (то есть при бездействии аккумулятора). Саморазряд может происходить как на поверхности батареи, так и внутри неё.

Обычно степень саморазряда аккумулятора выражают в процентах потери ёмкости за 1 сутки или более длительный период (14, 28 или 90 суток):

Что такое саморазряд аккумулятора

C и Cn – ёмкости аккумуляторной батареи соответственно до и после воздействия, приведенные к 25°C; n – продолжительность воздействия (в сутках).

Саморазряд аккумулятора бывает нормальным и повышенным

Для свинцовых стартерных батарей традиционного исполнения, в том числе с общей крышкой, нормальный саморазряд после бездействия аккумулятора в течение 14 суток. При температуре (20±5)°C не должен превышать 7% (или 0,5% в сутки).

Поверхностный саморазряд аккумулятора

Поверхностный саморазряд возможен, когда аккумулятор снаружи загрязнён или залит электролитом, водой или другими жидкостями, что создаёт возможность разряда через токопроводящую плёнку. Этот вид саморазряда отличается от обычного разряда очень малыми токами и легко устраняется очисткой поверхности батареи.

Внутренний саморазряд аккумулятора

Внутренний саморазряд обусловлен окислительно-восстановительными процессами, самопроизвольно протекающими, как на отрицательном, так и на положительном электроде аккумулятора. Саморазряду особенно подвержен отрицательный электрод вследствие протекания самопроизвольного растворения свинца (отрицательной активной массы) в растворе серной кислоты:

Что такое саморазряд аккумулятора

Саморазряд отрицательного электрода сопровождается выделением газообразного водорода. Скорость самопроизвольного растворения свинца существенно повышается с увеличением концентрации электролита. Повышение плотности электролита с 1,27 до 1,32 г/см3 ведёт к росту скорости саморазряда отрицательного электрода на 40%.

Саморазряд положительного электрода обусловлен протеканием реакции:

Что такое саморазряд аккумулятора

Так как приведённая выше реакция протекает с выделением газообразного кислорода, то скорость её в значительной степени определяется кислородным напряжением. Скорость данной реакции также увеличивается с ростом концентрации электролита. Скорость саморазряда положительного активного материала в несколько раз ниже скорости саморазряда отрицательного активного материала.

Существенно увеличивается внутренний саморазряд аккумулятора при попаданиях в электролит посторонних частиц.

Саморазряд батарей в значительной мере зависит от температуры электролита и срока службы батарей. С понижением температуры саморазряд уменьшается и при температуре ниже нуля, у новых батарей, он практически прекращается.

Поэтому хранение заряженных аккумуляторных батарей рекомендуется при низких температурах (до –30°C).

К концу срока службы аккумуляторной батарей саморазряд увеличивается настолько сильно, что делает аккумуляторную батарею не пригодной к эксплуатации.

Иногда саморазрядом называют быструю потерю ёмкости вследствие коротких замыканий внутри аккумулятора. Такое явление объясняется прямым разрядом через токопроводящие мостики, образовавшиеся между разноимёнными электродами.

применять для приготовления электролита только аккумуляторную кислоту, отвечающуютребованиям ГОСТа, и дистиллированную воду;своевременно устранять трещины в мастике;своевременно проводить обслуживание батарей при эксплуатации и при хранении, обращая особое внимание на то, чтобы поверхность батарей всегда была чистой и сухой. В том случае, если аккумулятор длительное время не используется, например, аккумуляторы на сельскохозяйственной технике, катерах и яхтах… которые не работают в зимний период (а это около полугода) перед установкой на зиму аккумуляторную батарею необходимо полностью зарядить! В течение всего вынужденного простоя весьма желательно один раз в месяц производить подзарядку аккумулятора!

Саморазряд аккумулятора и что влияет на него влияет

Во время хранения аккумуляторная батарея, отключенная от разрядной и зарядной цепи, самопроизвольноразряжается и теряетемкость, т.е. ухудшаются ее рабочие характеристики.Такое состояниеназывается саморазрядом. Онбывает нормальным и повышенным.

Нормальный саморазряд аккумуляторавсостоянии покояза 15 днейне должен превышать 10%. Основной причиной ускоренногосаморазряда является образование «паразитных» токовиз-за загрязнения поверхности батареи. Саморазряд ускоряется при попадании внутрь сторонних примесей, использовании недистиллированной воды.

Также саморазряд ускоряется при осыпании активного веществас пластин (при их разрушении).

  • Навремя саморазрядамогут влиять:
  • • состав активной массы пластин аккумулятора (чем большев ней сурьмы, тем больше разряд);
  • • срокэксплуатации (с увеличением срокаработы АКБ саморазрядувеличивается);
  • • загрязненностьэлектролита вредными примесями (хлор, железо и другие вещества, которые могут находитьсяв водопроводной воде);
  • • чистотабатареи (если она грязная и мокрая, происходит утечка токана корпусили на технику);
  • • температура хранения(чем выше температура окружающей среды, тем больше саморазряд, оптимальная t от 0 до +5 град.С ),

• время хранениябез заряда. Повышенный саморазряд можно определитьпо снижению плотности электролита во время храненияили по утечке тока, определяемой вольтметром.

Дляпредупреждения этого явления необходимо своевременно производить обслуживание батарей при эксплуатации и хранении, содержать её в чистоте,доливать втолько дистиллированнуюили деионизированную воду, хранитьпри температуреот 0 до +5град.С.

Вслучае пролива электролита на поверхность,обязательно насухо протирать аккумулятор истенки корпуса.

Если батареядолго не используется (например,на гольф карах,катерах, яхтахаккумуляторы не работают в зимнийпериод, а это около полугода)перед установкой на зиму батареюнужно полностью зарядить. В течение всего зимнего периодажелательноее подзаряжать 1 раз в месяц.

Отзывов: 0 / Написать отзыв

Что такое саморазряд аккумулятора

Важнейшим элементом классических свинцово-кислотных аккумуляторов является электролит – раствор серной кислоты. Во время заряда и разряда, в результате электролиза, из батареи выделяются пары. Для вос..

Что такое саморазряд аккумулятора

Система «Акваматик» применяется для автоматического поддержания оптимального уровня электролита.При ее использованиив несколько раз сокращается время обслуживания аккумуляторной батареи. Принци..

Саморазряд свинцовых аккумуляторных батарей

Саморазряд заключается в том, что вполне исправный и заряженный аккумулятор при длительном хранении постепенно теряет свой заряд.

Что такое саморазряд аккумулятора

Рис. 6. Разрядные характеристики 6-вольтовоЙ стартерной аккумуляторной батареи типа З-СТ-70 Подольского аккумуляторного завода при различной температуре

Для стартерных аккумуляторных батарей скорость нормального саморазряда достигает 1—2% 1 их емкости в сутки, т. е. заряженная батарея, поставленная на хранение, через 50—100 дней может оказаться полностью разряженной.

Поэтому при длительном хранении залитые электролитом и заряженные аккумуляторные батареи необходимо подзаряжать не реже одного раза в месяц. В противном случае батареи разрядятся и придут в негодность, т. е.

замерзнут на морозе или засульфатируются летом или в теплом помещении.

Причины саморазряда

Одной из причин саморазряда является недостаточная чистота электролита и материалов, входящих в состав пластин батареи. Например, свинец, из которого изготовлены решетки аккумуляторных пластин, и активная масса могут содержать некоторое количество примесей.

Если в отрицательной пластине имеется, например, частица меди (рис. 7), то образуется гальваническая пара — два разнородных металла, погруженных в электролит, т. е.

получится маленький гальванический элемент, замкнутый сам на себя, причем медь будет его положительным полюсом, а свинец — отрицательным.

Следовательно, в этом месте возникнет паразитный ток, который будет циркулировать от меди к свинцу и по жидкости обратно к меди и тем самым разряжать отрицательную пластину, т. е. превращать ее губчатый свинец в сернокислый свинец (PbS04).

Таким образом, в местах вкрапления примесей возникают «местные» гальванические пары и циркулируют паразитные токи, которые разряжают аккумулятор. Подобные примеси легко могут попасть в аккумуляторную батарею в процессе эксплуатации.

Например, брызги и пары серной кислоты вызывают на подходящих к батарее медных проводах образование солей, содержащих медный купорос (CuS04); частицы CuS04, попадая через отверстия в пробках в аккумулятор, растворяются в электролите и разлагаются электрическим током, причем медь (Cu) осаждается на отрицательной пластине.

Не только примеси, но и сама активная масса положительных пластин (PbOi) образует гальваническую пару с металлом свинцовой решетки (Рb), что также вызывает саморазряд.

Кроме того, при длительном хранении аккумуляторной батареи серная кислота, имеющая больший удельный вес, чем вода, опускается на дно, поэтому нижняя часть пластин оказывается в более крепком электролите, и, следовательно, в нижней части пластин развивается большая э. д. е.

, чем в верхней; это вызывает местный выравнивающий ток, циркулирующий внутри самой батареи. Наконец, сурьма, которая прибавляется к свинцу при отливке решеток для придания им большей прочности, также увеличивает саморазряд.

Что такое саморазряд аккумулятора

Рис. 7. Схема образования местных гальванических пар в аккумуляторе

Читайте также:  Что надо знать об электромагнитных пускателях

Борьба с саморазрядом.

Чтобы уменьшить саморазряд, при изготовлении батарей применяют возможно более чистые материалы, а в эксплуатации (при составлении и заливке электролита, зарядке батареи и т. п.) тщательно соблюдают чистоту, чтобы не занести в аккумуляторную батарею посторонних примесей.

Серная кислота, употребляемая для приготовления электролита, должна отвечать требованиям ГОСТ. Концентрированная серная кислота (92,94% H2SO4) должна содержать не более 0,012% железа.

Для приготовления электролита можно применять только дистиллированную воду, которая должна храниться в стеклянном, керамиковом или металлическом освинцованном сосуде. Металлические неосвинцованные сосуды применять не следует.

Чтобы не загрязнить электролит во время его приготовления и заливки, необходимо пользоваться только стеклянной, эбонитовой или свинцовой посудой, стеклянными, фаянсовыми или свинцовыми кружками, размешивать электролит стеклянной или чистой сухой деревянной палочкой и т. д. Нельзя пользоваться металлическими неосвинцованными сосудами, кружками, палочками. Чтобы предотвратить ожоги, причиняемые брызгами кислоты, следует всегда вливать ее в воду, а не наоборот.

При эксплуатации доливать в аккумуляторную батарею следует дистиллированную воду, так как при «кипении» аккумулятора улетучивается и испаряется только вода, а серная кислота остается в растворе. В крайних случаях допустимо пользоваться не дистиллированной водой, причем предпочтение нужно отдавать дождевой или снеговой, а затем уже речной воде.

Несоблюдение этих правил приводит к загрязнению электролита различными примесями, которые при зарядке осаждаются на пластинах и значительно увеличивают саморазряд батареи.

Загрязненная аккумуляторная батарея самопроизвольно разряжается в течение нескольких дней или, даже часов.

Признаком загрязнения батареи посторонними примесями служит также постоянное выделение газа («кипение») при выключенном токе, т. е. во время «отдыха» аккумуляторной батареи.

Саморазряд может значительно усилиться, когда поверхность батареи загрязнена или смочена водой либо электролитом. В таком случае ухудшается изоляция между полюсами батареи. Поэтому все инструкции по уходу за аккумуляторными батареями предписывают тщательно очищать и насухо вытирать поверхность крышек и заливочной мастики батареи и ее полюсные штыри.

lada-4×4@narod.ru

10.4. Повышенный саморазряд

Аккумуляторная батарея, отключенная от разрядной цепи, самопроизвольно разряжается и теряет емкость. Такой разряд аккумуляторной батареи называется саморазрядом.

Саморазряд бывает нормальным и повышенным. Нормальный саморазряд для свинцовой стартерной аккумуляторной батареи — явление неизбежное.

Саморазряд считается повышенным, если после 14-суточного бездействия батарей среднесуточная величина его превышает 0,7% номинальной емкости автомобильных батарей и 0,5 …

0,6% номинальной емкости танковых батарей с мипоровыми сепараторами при температуре окружающей среды 20±5 °C.

Повышенный саморазряд вызывается следующими основными причинами:

  • наличием на поверхности батарей загрязнений, проводящих электрический ток (например, электролита, пролитого при небрежной заливке батарей, при установке батарей в машину или попавшего во время их заряда при бурном газовыделении);
  • применением дистиллированной воды или электролита, содержащих вредные примеси;
  • хранением аккумуляторных батарей при повышенных температурах окружающего воздуха;
  • повышенным износом электродов в процессе эксплуатации аккумуляторных батарей.

Повышенный саморазряд обнаруживается по быстрому уменьшению плотности электролита при хранении батарей, а также по утечке тока, определяемой вольтметром со щупом.

Для обнаружения утечки тока концом провода (щупом) от переносного вольтметра (рис. 74) прикасаются к поверхности мастики или деревянного ящика, а специальный, вывод вольтметра прижимают к перемычке. Отклонение стрелки вольтметра от «нуля» показывает утечку тока, вызывающую повышенный саморазряд батареи.

Что такое саморазряд аккумулятора74. Проверка саморазряда аккумуляторной батареи переносным вольтметром

Для предупреждения и. устранения повышенного саморазряда необходимо применять для приготовления электролита только аккумуляторную кислоту, отвечающую требованиям ГОСТа, и дистиллированную воду; своевременно проводить обслуживание батарей при эксплуатации и при хранении, обращая особое внимание на то, чтобы поверхность батарей была чистой и сухой; своевременно устранять трещины в мастике.

Саморазряд аккумуляторных батарей в значительной степени зависит от температуры окружающего воздуха (соответственно и от температуры электролита). При повышении окружающей температуры саморазряд увеличивается, при температуре электролита 0° C и ниже саморазряд практически прекращается.

Что собой представляет саморазряд аккумулятора

Что такое саморазряд аккумулятораЧто такое саморазряд аккумулятора: почему возникает этот процесс и каким образом можно повлиять на его скорость

Описания, разъяснения 15601.08.2019 12:43:46 Аккум База  

Аккумуляторная батарея — это одна из наиболее важных деталей в конструкции каждого автомобиля. Однако при бездействии она теряет свою емкость, что называют саморазрядом. Скорость этого процесса может быть разной, и зависит она от множества факторов. При помощи правильного обслуживания каждый водитель может повлиять на скорость саморазряда аккумулятора.

Важная информация

Любая батарея рассчитана на определенную емкость или максимальное количество потребляемого электричества. Но если она не используется и пребывает вне машины, ее свойства постепенно ухудшаются.

С точки зрения химии саморазряд аккумулятора можно объяснить растворением свинца (положительного электрода) с выработкой водорода, что приводит к потере электричества.

На катоде это явление выражено более слабо и возникает по причине вступления серной кислоты в реакцию с оксидом металла, сопровождающегося продуцированием кислорода.

Саморазряд аккумулятора — это неизбежный процесс, однако повлиять на быстроту его протекания вполне возможно. Существует ряд факторов, которые способствуют его увеличению:

    • Продолжительное хранение аккумулятора вне автомобиля.
    • Наличие примесей и загрязнений в рабочей жидкости. Они ускоряют растворение свинца и чаще всего возникают по причине применения недистилированной воды.
    • Эксплуатация батареи на протяжении более чем трех лет.
    • Температура окружающей среды, превышающая +5 градусов. Она способствует дополнительной потере энергии.
    • Загрязнения корпуса батареи и присутствие влаги на нем.

Саморазряд аккумулятора может быть обусловлен еще одним фактором. Если за счет батареи автомобиля постоянно подпитываются внешние потребители, это способствует снижению ее емкости.

Этот фактор следует назвать косвенным, однако в некоторых случаях он может нанести и довольно значительный ущерб.

Ну а если вы решили для своего авто купить новую аккумуляторную батарею, это можно сделать на сайте нашей компании по довольно привлекательной цене в любое удобное для вас время.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Саморазряд аккумулятора: сколько времени держит заряд АКБ?

Многие автовладельцы, особенно оставляющие автомобиль в гараже на зиму, задаются вопросом о времени саморазряда АКБ. В это статье мы поговорим о том, сколько времени будет держать заряд батарея, если ее снять с машины и оставить на хранение в гараже, а также о том, сколько АКБ может стоять на полках магазинов перед покупкой и сохранять рабочие характеристики.

Что такое саморазряд аккумулятора?

Саморазряд аккумулятора – процесс, при котором батарея разряжается при снятых и выключенных клеммах и потребителях, т.е. хранится в гараже, дома, либо в спец.хранилище.

Какие виды хранения АКБ используются?

    • Обслуживаемые аккумуляторы хранятся по сухому методу, т.е. не заливают электролитом. Этому способу хранения уже не один год, и он позволяет сохранить работоспособность батареи на несколько лет.

    • Необслуживаемые аккумуляторы хранятся по «мокрому» или заправленному методу. При таком методе батарея заливается электролитом, заряжается и хранится на складе или в магазине.

Такой способ сопряжён со множеством сложностей: оседание серной кислоты, сульфатация пластин, проникновение серной кислоты к свинцовым решеткам.

  • Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что хранить сухой АКБ проще и безопаснее.
  • Типы саморазряда аккумулятора
  • АКБ может саморазряжаться двумя путями:

   • Поверхностный саморазряд начинается, когда на корпусе батареи образуется токопроводящая пленка из влаги, электролита, пыли и грязи, по которой начинает проходить ток. Устранить проблему можно хорошо прочистив корпус и клеммы.

На клеммы также следует нанести антикоррозийный состав.   • Внутренний разряд аккумулятора вызывается протекающими реакциями окисления и восстановления на электродах батареи.

При этом на отрицательном электроде реакция проходит в несколько раз более интенсивно, чем на положительном. Реакция также усиливается при повышении плотности электролита, а также если в электролите присутствуют посторонние частицы или сам состав низкого качества.

Аккумулятор также быстрее разряжается при высоких температурах, поэтому хранить полностью заряженный АКБ рекомендуется в прохладном месте.

Какая норма саморазряда?

Так ли иначе, саморазряд будет присутствовать даже при хранении батареи согласно всем требованиям. Скорость саморазряда новой и уже использовавшейся батареи разнится. Для нового аккумулятора средним значением тем саморазряда считается 0.

5-1% ёмкости, т.е. батарея уходит в глубокую степень разряда через 50-60 дней, а полная разрядка наступает через 100-140 дней.Для уже бывших в использовании батарей норма разряда а среднем составляет 1-1.7% в зависимости от состояния АКБ.

Если вы храните АКБ дома или а гараже, обязательно раз или два в месяц проверяйте уровень заряда и, при необходимости, осуществляете подзарядку батареи, чтобы сохранить ее ресурс работы.

Купить все необходимые запчасти вы можете в магазине IXORA. Квалифицированные менеджеры обязательно помогут сделать правильный выбор, ответят на все ваши вопросы. Обращайтесь, это выгодно и удобно.

Производитель
Номер детали
Наименование 
TITAN 6CT551L Аккумулятор TITAN 470 Standart 6СТ-55.1 L
FORD 1712276 Аккумулятор FORD 1712276
RENAULT 8671016930 Аккумулятор RENAULT 8671016930
TITAN  6CT561VLEUS Аккумулятор TITAN EURO SILVER 6CT561VLEUS
EXIDE EC700 Аккумулятор EXIDE Classic EC700
FURUKAWA 40B19L Аккумулятор малообслуживаемый B/L 12V 37 [30] 190x130x200 Super Nova

  * Применяемость деталей конкретно для Вашего автомобиля уточняйте у менеджеров по телефону: 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

Полезная информация:

Получить профессиональную консультацию при подборе товара и подробную информацию по всем интересующим Вас вопросам можно позвонив по телефону — 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector